https://sweetbeans.ru/product-category/equipment/barista-space/
 

'Это несправедливо, но это законно'

Сергей Зуйков является адвокатом компании «Старбакс» в России. Только та «Старбакс», которую он представляет, не варит кофе и не владеет кофейнями. Бизнес ее состоит в том, чтобы продавать свое название настоящей, более известной компании Starbucks из Сиэтла.

Высокий и крепкий бывший продавец автомобильных противоугонных систем 39 лет от роду превратился в самовольного захватчика торговых марок. Зуйков остановил продвижение Starbucks на один из самых быстро развивающихся розничных рынков Европы, в то время как конкуренты, представляющие как местные, так и иностранные марки, растут подобно грибам после дождя.

'Это несправедливо, но это законно, - так Зуйков говорит о своем захвате торговой марки Starbucks в России. - Я ничего не ворую. Нельзя своровать то, что принадлежит тебе. Когда мы подавали заявку, Starbucks была не особенно заинтересована в выходе на российский рынок'.

Starbucks подала иск и 30 августа выиграла дело в московском суде низшей инстанции. Но Зуйков добился постановления суда высшей инстанции о временном запрете на действие данного решения. Решающее сражение в этом долго тянущемся процессе, который многие считают проверкой состояния дел в сфере прав интеллектуальной собственности в России, состоится 17 октября во время рассмотрения апелляции.

Зуйков говорит, что кроме «Старбакс» владеет примерно 300 торговыми марками. По словам юристов, специализирующихся на делах о торговых марках, Зуйков лишь один из десятка людей и компаний, занимающихся заготовкой про запас фирменных названий и патентов. В то время как власти ужесточают меры против уличных торговцев, по бросовым ценам продающих поддельные кроссовки и DVD-диски, эти легальные пираты процветают.

Более эффективная защита прав интеллектуальной собственности - это одно из условий вступления России во Всемирную Торговую Организацию, которое может состояться в конце нынешнего или начале будущего года.

Власти действительно пытаются применять жесткие меры воздействия. Прошлой зимой милиция представила наглядное шоу, когда на свалке под Москвой бульдозеры своими гусеницами раздавили и вмяли в грязь миллионы контрафактных сигарет.
Но это не помешало интеллектуальному пиратству подняться на более высокую ступеньку в американо-российских отношениях. Торговый представитель США Роб Портман (Rob Portman), принимая 27 сентября российскую делегацию в Вашингтоне, открыто заявил, что широко распространенное пиратство создает барьеры на пути вступления России в ВТО.

Однако более жесткое применение законов в сложном правовом мире России на деле привело к расцвету новой породы пиратов.
Совершенствование контроля за исполнением законов за последние пять лет позволило самовольным захватчикам фирменных знаков использовать судебную систему для того, чтобы наносить удары по западным компаниям, которые недостаточно быстро регистрируют свои торговые марки. Об этом рассказала Анна Баглай, юрист из московской фирмы 'Интэлс', занимающейся вопросами защиты интеллектуальной собственности.

Когда Зуйкова спрашивают о том, что дает ему права на почтенный брэнд, корнями уходящий в культуру потребления кофе на северо-западе Соединенных Штатов, он постоянно ссылается на российский гражданский кодекс. Зуйков подчеркнуто говорит о полной законности избранной профессии. Кроме того, он не скрывает своих намерений отнять у Starbucks как можно больше денег.

Starbucks зарегистрировала свою торговую марку в России в 1997 году, но не открывала здесь своих кофеен. В 2002 году Зуйков подал заявление об отмене регистрации этой торговой марки, потому что она не была использована в торговле. Одновременно он зарегистрировал данную марку от имени московской компании, которую представлял в качестве юриста.

Сидя в кофейне Coffee Bean, являющейся конкурентом Starbucks, Зуйков маленькими глотками пьет пенистый капучино и называет свою цену: за 600000 долларов он продаст компании Starbucks ее собственное название.

Руководитель компании отказался обсуждать требования Зуйкова. Starbucks выступила с заявлением, в котором говорится: 'Мы уверены в высоком потенциале кофеен Starbucks в России, однако пока мы находимся на этапе изучения этого рынка'.

Юристы, занимающиеся вопросами торговых марок, говорят о том, что крупные компании с неохотой платят захватчикам фирменных знаков, не желая поощрять такую практику.

Хотя действия Зуйкова вызывают у них раздражение, эти юристы признают, что он не нарушает никаких законов. 'Его деятельность деструктивна, потому что предприниматели будут просто уходить из России, если не смогут отстаивать собственные брэнды', - говорит представитель России в Коалиции прав интеллектуальной собственности Ольга Баранникова.

Объектами нападения захватчиков оказались в свое время такие фирмы, как Kodak, Forbes и Audi. По словам Зуйкова, в 2001 году Audi заплатила ему 25 000 долларов за пять названий известных марок, включая Lamborghini Diablo. На наши неоднократные телефонные звонки в немецкую штаб-квартиру компании никто не ответил.

Шведская компания по продаже одежды Hennes & Mauritz ведет тяжбу против одной российской фирмы, использующей ее брэнд H&M. Представитель H&M Аннакарин Бьорне (Annacarin Bjorne) наотрез отказалась заплатить отступные. Одновременно в российском представительстве Hennes & Mauritz заявили о планах предоставления эксклюзивных дилерских прав на ее продукцию компаниям в Москве и Санкт-Петербурге.

По словам Зуйкова, он никогда не отказывался от своих торговых марок, не получив за них деньги или не проиграв дело в суде. Он пытался регистрировать самые разные фирменные знаки - от названий моделей 'мерседеса' и 'шевроле' до напитков 'Кока-Кола' и 'Пепси'. Обычно Зуйков просит за торговую марку от 30 до 60 тысяч долларов. Судебная тяжба, до которой зачастую дело не доходит, может стоить примерно столько же, но есть риск и более высоких расходов. Зуйков отказался ответить на вопрос о его доходах за год, но отметил, что в 2000 году их хватило, чтобы купить новую квартиру в Москве.

Зуйков не пытается скрывать характер собственного бизнеса. Он рекламирует свои брэнды на вебсайте. Недавно он выставил там на продажу торговую марку Beechcraft, относящуюся к самолетам и запчастям к ним.

Поскольку лишь часть компаний предпочитает бороться, а остальные соглашаются платить, полный масштаб данной проблемы неизвестен, что подтверждают юристы, специализирующиеся на вопросах интеллектуальной собственности. Проблема пиратства в сфере торговых марок существует в большинстве из 15 бывших республик Советского Союза, за исключением прибалтийских Латвии, Литвы и Эстонии, которые приняли соответствующие законы Евросоюза.

Расположенную в Сиэтле компанию Starbucks представляет юридическая фирма Baker & McKenzie. Ведущий адвокат по этому делу Юджин Ариевич (Eugene Arievich) отказался комментировать предстоящий процесс.

Тем временем, кофейный бизнес в Москве процветает. Количество сетей кофеен с зарегистрированными торговыми наименованиями лишь в Москве выросло с 22 в июне 2003 года до 32 в ноябре 2004-го. По данным московского ресторанного холдинга 'Росинтер', список возглавляет местная компания 'Кофе Хаус'.

Отвечая на вопрос о том, чем он может объяснить факт владения фирменным названием «Старбакс» (американская сеть Starbucks была основана в 1971 году в Сиэтле, и именно ей в значительной степени принадлежит заслуга распространения напитков 'эспрессо' в итальянском стиле на территории США и многих других стран), Зуйков ссылается на положения российского гражданского кодекса, которые он приводил и в суде.

'Это несправедливо, но это не моя проблема', - сказал он.

источник: www.nytimes.com

Copyright © 2004-2024 Прокофе.ру
Связь latterus @ prokofe.ru